Достаточно часто заказчик не может сформулировать подробные требования по вводу, обработке или выводу данных для будущего программного продукта. С другой стороны, разработчик может сомневаться в приспосабливаемое™ продукта под операционную систему, форме диалога с пользователем или в эффективности реализуемого алгоритма. В этих случаях целесообразно использовать макетирование.
Основная цель макетирования — снять неопределенности в требованиях заказчика.
Макетирование (прототипирование) — это процесс создания модели требуемого программного продукта.
Модель может принимать одну из трех форм:
1) бумажный макет или макет на основе ПК (изображает или рисует человеко-машинный диалог);
2) работающий макет (выполняет некоторую часть требуемых функций);
3) существующая программа (характеристики которой затем должны быть улучшены).
Как показано на рис. 1.2, макетирование основывается на многократном повторении итераций, в которых участвуют заказчик и разработчик.
Рис. 1.2. Макетирование
Последовательность действий при макетировании представлена на рис. 1.3. Макетирование начинается со сбора и уточнения требований к создаваемому ПО Разработчик и заказчик встречаются и определяют все цели ПО, устанавливают, какие требования известны, а какие предстоит доопределить.
Затем выполняется быстрое проектирование. В нем внимание сосредоточивается на тех характеристиках ПО, которые должны быть видимы пользователю.
Быстрое проектирование приводит к построению макета.
Макет оценивается заказчиком и используется для уточнения требований к ПО.
Итерации повторяются до тех пор, пока макет не выявит все требования заказчика и, тем самым, не даст возможность разработчику понять, что должно быть сделано.
Достоинство макетирования: обеспечивает определение полных требований к ПО.
Недостатки макетирования:
q заказчик может принять макет за продукт;
q разработчик может принять макет за продукт.